Что умеет делать ребенок в 1 год: психологические и физические навыки

Что умеет делать ребенок в 1 год: физические навыки Дети

Что умеет делать ребенок в 1 год – таким вопросом часто задаются родители годовалых младенцев. Часто в этом вопросе звучит беспокойство: не отстает ли малыш в развитии, освоил ли он все необходимые навыки и познания, присущие ребенку этого возраста, что необходимо делать, чтобы освоенные умения закрепить и научить кроху чему-то новому?

Всё это вполне правильные и законные вопросы. Тем более, речь идет о годовалом ребенке. 1 год – это непростой возраст, его в некотором роде можно назвать даже переломным. К этому времени у малыша должны уже сформироваться многие первичные навыки, отталкиваясь от которых, он будет совершенствоваться и взрослеть далее.

Итак, поговорим подробнее об основных (базовых) навыках и умениях годовалого ребенка.

Что должен уметь годовалый ребенок

Что умеет делать ребенок в один годСразу оговоримся: умения и навыки годовалого малыша, о которых пойдет речь, это, если можно так выразиться, усредненный список. Иными словами, что-то из этого списка какой-то малыш может еще и не уметь, а другой – уметь гораздо больше. Здесь многое зависит от природных способностей самого ребенка, ну и, конечно, от его родителей: как часто они занимаются со своим малышом, правильно ли они это делают и т. д. Так что не следует принимать упомянутый список за некий обязательный эталон.

Другое дело – если кроха к годовалому возрасту не освоил из этого списка почти ничего. Тут уж, конечно, необходимо бить тревогу и задуматься, почему так случилось. И, конечно же, предпринимать меры, чтобы наверстать упущенное. Итак…

  1. В первую очередь, годовалый малыш должен энергично и много двигаться. Это – норма, так как ребенок активно развивается физически и познает мир, а без движения – какое же это развитие и познание? В таком возрасте большинство детишек уже умеют ходить. Однако если малыш еще не освоил это умение – особо волноваться не стоит. Многие дети начинают ходить позже.
  2. В 1 год ребенок уверенно сидит – на попе и на корточках. И так же уверенно поднимается на ноги.
  3. Брать руками различные предметы – это также необходимое умение годовалого ребенка. Причем, он должен уже уметь взять одной рукой сразу два предмета, и удержать их.
  4. Малыши такого возраста обычно умеют собирать простые пирамидки или возводить башенки из кубиков.
  5. В этом возрасте ребенок хорошо понимает многие слова: «иди ко мне», «возьми», «дай», «нельзя», «можно» и т. д. Соответственно он выполняет простые просьбы и поручения, осознавая их смысл и отвечать на несложные вопросы.
  6. Кроме того, кроха уже понимает и применяет на практике простые жесты. Он кивает или качает головой, осознавая, что это означает «да» и «нет».
  7. Малыш различает, где мама, а где папа, отличает бабушку от дедушки, брата от сестры, а также знает близких ему людей в лицо и по именам.
  8. В этом же возрасте он начинает выговаривать первые простые слова, состоящие обычно из одного-двух слогов. Нормой считается, если годовалый малыш выговаривает 15-20 таких слов.
  9. Кроха умеет выполнять простые мамины поручения. Например, принести какой-то предмет, разложить ложки перед обедом, вытереть стол. Разумеется, это больше имитация, чем реальное действие, однако смысл таких действий малыш понимает.
  10. У ребенка сформировано четкое понимание водных процедур, он не боится воды, умывание и купание доставляет ему удовольствие, он самостоятельно пытается умываться и мыть руки, подражая взрослым.
  11. Крохе нравится совершать осмысленные и логичные действия: прятать игрушки, а затем их искать, бросать и поднимать разные предметы, выстраивать сооружения из кубиков, разрушать и строить заново, складывать вещи в ящики и коробки, затем вынимать их оттуда и пр.
  12. Малыш легко выполняет многие сюжетные действия: укладывает спать игрушку, кормит ее, расчесывает.
  13. Он реагирует на музыку, подтанцовывает в такт и даже пытается подпевать.
  14. Ребенок отличает человека от животного, знает, где киска, где собачка, а где птичка или рыбка и умеет различать животных между собой в жизни и на картинках.
  15. Кроха понимает, какой предмет для чего используется.
  16. Он уже способен запоминать события, которые произошли несколько дней назад.
  17. Пускай и неуклюже, но малыш держит в руке чашку и ложку и пытается кушать самостоятельно. При этом одна еда ему нравится, а от другой он решительно отказывается. То есть, у ребенка уже вполне сформировались вкусовые предпочтения.

Помогаем формировать первичные навыки

1 год ребенку, что он умеетКонечно же, первичных навыков будет гораздо больше и малыш освоит их намного проще, если родители будут с ним регулярно заниматься.

  1. Учим кроху уверенно ходить. Способов здесь много: водим его за ручку, подзываем к себе, показываем издалека игрушку и т. д. Укрепляем его ноги и ступни. Для этого малышу будет полезно регулярно ходить босиком – причем, не только по домашнему ковру, но и по песку или траве.
  2. Стимулируем крупную моторику. Пускай малыш как можно чаше играет с крупными игрушками и прочими предметами.
  3. Развиваем мелкую моторику. Для этого нужно увлечь ребенка всяческими мелкими игрушками и предметами. Классический вариант развития мелкой моторики – игры с песком, водой, крупой, фасолью.
  4. Учим малыша говорить. Для этого постоянно с ним беседуем, показываем, как звучит то или иное слово. Тренируем ребенка в их произношении.
  5. Как можно чаще играем вместе с крохой. Это развивает многие детские навыки, а, кроме того, малыш таким образом учит общаться. Подробнее об играх с годовалым малышом смотрите на этом видео.

  1. Включаем малышу разнообразную музыку и другие звуки (пение птиц, шум моря или дождя и пр.). Это поможет ребенку развить слух и разнообразит его кругозор.
  2. Приобщаем малыша к рисованию. Это – основной вид детского творчества.
  3. Учим ребенка общаться с другими детьми, играть с ними, делиться игрушками.

Формирование психических навыков

1 год мальчику, что он умеетПсихическое развитие ребенка важно не меньше уверенной ходьбы, умения говорить или понимать речь и действия взрослых. У ребенка в годовалом возрасте в общем и целом формируется его отношение к окружающему миру: либо он доверяет миру, либо инстинктивно опасается и пытается от него укрыться. Понятно, что эти первоначальные навыки так или иначе скажутся на всей его дальнейшей жизни. Поэтому крайне важно помочь малышу закрепить его оптимистичный отношение к действительности.

Родители должны помогать своему малышу продолжать познавать окружающий мир всяческими доступными человеку способами: и на слух, и на ощупь, и на вкус, и в плане разнообразных ощущений. Лучше всего это делать через игру – о чем, собственно, уже упоминалось.

Возможные проблемы в годовалом возрасте

умение годовалого ребенкаТакие проблемы довольно типичны для большинства ребятишек, достигших годовалого возраста.

  1. В этом возрасте малыш часто с трудом засыпает. Это и понятно: он ведет активный образ жизни, много передвигается и общается, в общем – познает мир, а потому переполнен впечатлениями. Родителям это надо понять и с этим примириться. Помочь в таком возрасте уложить малыша может определенный и повторяющийся набор действий. Скоро ребенок к ним привыкнет, и будет засыпать легче.
  2. Годовалые малыши часто падают и получают ушибы, ссадины и царапины. Это понятно – они не умеют еще уверенно ходить. Если малыш не сильно ушибся, то правильным будет дать ему подняться самому. Так он укрепит навыки ходьбы, а заодно научится самостоятельности.
  3. В годовалом возрасте многие малыши начинают много капризничать, своевольничать, обижаться. Таким способом у них формируется самостоятельность. Детские психологи называют такое поведение кризисом первого года. Родителям следует относиться к этому с пониманием и терпением и помогать малышу делать первые самостоятельные шаги и действия.
Оцените статью
Большая семья
Добавить комментарий