Развитие творческого мышления и воображения у детей

Развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста Дети

Каждый человек – творец, поэтому развитие творческого мышления и воображения у детей очень важно. Без них невозможно вырасти полноценным человеком.

Современная наука изобрела множество способов, приемов и упражнений, помогающих развить у детей эти качества. В большинстве случаев в роли учителей и наставников выступают дипломированные специалисты: педагоги, психологи, медики. Это – один из способов развития воображения и творческого мышления ребенка. Но – не единственный. Есть и другие. Например, старый, добрый и проверенный жизнью «бабушкин» способ: сказки, совместные с ребенком поделки, ответы на детские вопросы, загадки и т. д.

Не станем в этой статье говорить об научных методах развития творческого мышления у детей. Поговорим о бытовых, повседневных способах, для которых не надо никакого специального образования, и с которыми справится любая мама.

Для чего ребенку творческое мышление и воображение

для чего нужно развивать творческое мышление и воображение у детейВопрос, вынесенный в заголовок, может показаться несколько наивным, но все же – какую роль играют эти качества в формировании личности? Если вдуматься, то роль эта – весьма значима.

  1. Способность к творчеству заложена в природе всякого человека. Тех, кто не умеет творить и воображать, невозможно даже в полном смысле назвать человеческими личностями. Больше того – именно эти качества в первую очередь отличают человека от других живых существ. Лишь человек наделен даром воображения и творческого мышления. Следовательно, чтобы из маленького ребенка получился полноценный взрослый человек, его родителям просто-таки необходимо задуматься над вопросом, который можно озвучить так: «Развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста».
  2. Без творческого мышления и воображения вообще не прожить. По сути, каждый человек в любое время и в любой ситуации творчески мыслит. Чтобы выполнить какую бы то ни было работу, нужны воображение и фантазия. Без этих качеств не обойтись при общении, а, значит, невозможно завести семью и устроиться на работу. Да что там – даже при элементарном утреннем надевании штанов и то необходима известная доля творческого воображения – чтобы не надеть их задом наперед.
  3. Человек, у которого неразвиты эти качества, стереотипен, он шаблонно мыслит, боится выделиться, чрезмерно зависим от чужого мнения, с ним неинтересно общаться. И наоборот: всякий творчески мыслящий человек – оригинал. Именно творчество движет миром. Творчеством пропитано буквально все – работа, общение, вера, любовь.

Вот потому-то родителям в первую очередь следует позаботиться, чтобы из их ребенка вырос творец. Все остальное, конечно, также важно, но оно – дело второстепенное. Человек-творец никогда не останется голодным, раздетым и одиноким. Разве не этого желают родители своим детям?

Как из ребенка сделать творческую личность

как развивать творческое мышление и воображение у детейДля этого нужно придерживаться нескольких простых, но вместе с тем чрезвычайно полезных и эффективных правил.

  1. Не надо навязывать ребенку трафаретных убеждений. Большей частью они ложные и не располагающие к творческому восприятию мира. Например: мальчик ни в коем случае не должен плакать, потому что он мужчина, девочка не должна драться и лазать по заборам, взрослые все и обо всем знают и т. д. Жизнь показывает, что это далеко не всегда так. А тогда – для чего они нужны? Пускай ребенок самостоятельно, путем творческого опыта узнает, что здесь правда, а что – расхожий житейский шаблон.
  2. Ни в коем случае не следует критиковать ребенка, а тем более – сравнивать его с другими детьми. Всякий малыш – это самостоятельная творческая личность. Разумеется, он ошибается в процессе своего творческого познания мира, ну так и что с того? А кто не ошибается? Да и, к тому же, творчество и ошибки – это, как говорится, две стороны одной и той же палки. Тем более, когда это касается ребенка с его крохотным жизненным опытом. Критика – это своего рода битье по макушке. Этак и творить-то не захочется. Гораздо разумнее не критиковать и высмеивать, а помогать. Всякая помощь – это сотрудничество на равных. А критика – это взгляд на ребенка сверху вниз, невольное желание показать, что малыш – полный неумеха и ни к чему не способен. И если ребенок примет это как данность, то никакой творческой личности из него не вырастет. По этой же причине не следует сравнивать малыша с кем-то другим. Иначе – ребенку захочется в дальнейшем «быть как все», «не выделяться и не высовываться» и вообще жить по принципу «зачем оно мне надо». А все это – губительно для любой творческой личности.игры для развития творческое мышление и воображение у детей
  3. А отсюда – простой вывод. Не надо мешать ребенку творить, нужно всячески ему в этом помогать. Будем покупать ему краски, альбомы, клей, ножницы, пластилин – в общем, все для самостоятельного творчества, нам же стоит лишь показать, как нужно смешивать краски или правильно держать кисточку.
  4. Читаем и рассказываем ребенку сказки. В плане развития творческого мышления и воображения они гораздо полезнее мультиков. Мультики – это готовая картинка, а сказки – пища и простор для фантазии. А где фантазия, там и творчество.
  5. Как можно чаще беседуем с ребенком на разные темы и отвечаем на его вопросы. Но – не полностью, а чтобы у малыша всегда оставался простор для воображения и самостоятельного поиска окончательного ответа на свой вопрос. Ведь находясь в поиске ответа, кроха тем самым исследует мир, а это и есть творчество. Например, на вопрос: «Почему машина сигналит?» ребенок вполне способен самостоятельно найти ответ, и притом, не один. Ну и так далее.игры для развития творческое мышление и воображение у малышей
  6. Не следует считать, что ребенок – лжет, даже если он и говорит заведомую (с точки зрения взрослого человека) неправду. Скорее всего, малыш рассказывает придуманную им же самим историю. И что с того, что она ничуть не похожа на правду? А зато – он ее придумал самостоятельно! Следовательно – творил! Сказка тоже мало походит на правду, но это ничуть не мешает ей быть великим произведением творчества.
  7. Не надо подавлять эмоций ребенка – даже если это на первый взгляд отрицательные эмоции. Следует помнить, что любое творчество (даже у взрослых) – это, в первую очередь, именно эмоции, а уж потом разум, опыт и т. д. Поэтому гораздо правильнее научить малыша направлять свою эмоциональность в нужное, творческое русло, а не давить их в зародыше. Тем более что это отрицательно скажется на детском здоровье.

Вот такие рекомендации. Ведь правда же, все просто? Но пусть это никого не смущает. В основе всякого великого дела лежит именно простота. А творчество – это величайшее дело.

Оцените статью
Большая семья
Добавить комментарий

  1. Елена

    Детьми нужно заниматься, чтобы они были всесторонне развитыми. Они наше будующее!

    Ответить
  2. Маргарита

    Очень полезная статья! Любому родителю и педагогу очень важно своим воспитанием и обучением открывать творческий потенциал ребёнка, а не уничтожать его

    Ответить