Что ребенок умеет делать в 2 года – вопрос немаловажный. И в первую очередь из-за того, что в этом возрасте дети начинают себя осознавать как личности. А это – очень важный и непростой процесс. Такое осознание должно происходить в комплексе. Иначе говоря, в процесс включено многое: и физическое развитие малыша, и психическое, и социальное, и интеллектуальное.
Здесь главное – чтобы ребенок не отставал в развитии от ровесников и общепринятых норм. За этим надо тщательно следить, а чтобы следить, необходимо иметь представление об этих нормах. То есть, четко знать и понимать, что малыш должен уметь к 2-летнему возрасту и какого интеллектуального, эмоционального и социального уровня достичь. Понятно, что кто-то из малышей будет уметь чуть больше, другой – чуть меньше. Это не беда: каждый ребенок развивается по своему собственному природному графику. Беда – если ребенок не будет уметь хотя бы половины из того, что умеет большинство его сверстников. Вот тут-то надо задуматься, привлечь на помощь специалистов и сделать все возможное, чтобы малыш в самые короткие сроки «влился в общие ряды».
Физические навыки 2-летнего ребенка
За два года жизни малыш окреп, он уже уверенно ходит и даже бегает, и хотя он еще не совсем владеет своим телом, его движения вполне скоординированы и осмыслены. Поэтому он должен уметь:
- прыгать на месте – на двух ногах или на одной;
- бросать мяч в руки ровеснику или взрослому, ловить брошенный ему мяч, попадать мячом в корзину, подбрасывать мячик вверх и его ловить;
- уверенно садиться и легко вставать на ноги;
- забираться на стул, кресло или диван и самостоятельно с них слезать;
- доставать вещи со стола или с полок, поднимая руки и вставая, если надо, на цыпочки;
- без посторонней помощи ходить вверх-вниз по лестнице и понимать, что для этого лучше держаться за перила;
- переступать через порог;
- взбираться по лесенке наверх и самостоятельно спускаться;
- копать ямки в песке лопаткой, складывать песок в ведерко или другую емкость;
- легко и осмысленно перелистывать книгу;
- пользоваться расческой по назначению, расчесывая себя и игрушку;
- собирать паззлы или мозаику;
- совершать ритмичные движения под музыку и попадать в такт;
- лепить несложные фигурки;
- уметь держать карандаш, понимать его назначение и рисовать им простые рисунки в виде линий;
- уметь самостоятельно садиться на горшок;
- уметь самостоятельно кушать, пользуясь столовыми приборами.
Социальное развитие
В два года нормальный малыш уже много чего понимает в жизни и окружающей действительности. И не следует этому удивляться, а тем более – не верить, считая двухлетку полным несмышленышем. В этом возрасте малыши начинают, что называется, присматриваться к жизни:
- они вступают в контакты со сверстниками и взрослыми;
- они прекрасно отличают человека от животного;
- им начинают нравиться песенки, музыка и мультики – причем, двухлетки уже вполне способны вникнуть в их смысл;
- у них появляются первые осмысленные эмоциональные переживания и движения: мимика, возгласы, жесты, которые могут иметь самостоятельное значение или являться эмоциональным дополнением к словам;
- они начинают подражать действиям взрослых, вникая, таким образом, в их смысл и заодно учась самостоятельности;
- они начинают осознавать свою половую принадлежность и стараются вести себя в соответствии с нею. Разумеется, это очень сложный процесс, и здесь родители должны им всячески помогать.
Но, пожалуй, самое важное в этом возрасте – первые проблески и попытки осознания самих себя как личностей. То есть, малыш постепенно начинает понимать, что он – это он, а, допустим, мама, папа или собака в доме – это совсем другое существо. Именно с двухлетнего возраста ребенок начинает говорить о себе в третьем лице. А это означает, что он пытается смотреть на самого себя как бы со стороны, то есть – как на отдельную, самостоятельную личность. Разумеется, процесс самопознания – это долгий и тернистый путь, но именно с 2-летнего возраста он и начинается.
Интеллектуальное развитие
Конечно, с возрастом ребенок развивается и в интеллектуальном плане. Причем, очень стремительно. Любая мама подтвердит, что ее малыш становится умнее и смышленее буквально-таки с каждым днем. Зачастую такой темп удивляет и даже поражает, но это – природная норма. Для гармоничного развития ребенок должен усвоить как можно больше знаний и умений, а их так много в этом мире!
Минимальная «норма», которая должна быть у 2-летнего малыша в плане его интеллектуального развития, приблизительно такова:
- он должен ориентироваться в цветах и уметь их отличать;
- то же самое касается и геометрических фигур: скажем, квадрат малыш не должен путать с кругом;
- ориентироваться в том, что такое горячо, а что – холодно, тяжело или легко, быстро или медленно, громко или тихо;
- знать цифры и уметь показывать на пальчиках, сколько ему лет.
Отдельно следует упомянуть о речевом развитии малыша. Ведь именно речь в первую очередь является показателем интеллекта и формирует детскую личность. В этом плане 2-летний ребенок должен:
- знать примерно 200 различных слов, из которых произносить вслух – не менее 100-120;
- понимать их смысл и значение;
- пытаться складывать знакомые ему слова в простейшие фразы. Конечно, вначале он будет их коверкать, переставлять местами, но это страшно. Здесь главное – само знание слов и попытки выстроить из них осмысленное предложение;
- уметь запоминать и по возможности декламировать простые стихи.
Здесь, конечно, очень важна родительская помощь. С ребенком необходимо регулярно заниматься.
Кстати: во время занятий не следует делать одну распространенную родительскую ошибку. Речь идет о неправильном произношении слов (сюсюканье) или замене правильного слова на его упрощенный аналог (например, вместо нормального слова «собака» говорить «ав-ав»). С самого начала слыша, как то или иное слово произносится правильно, малыш гораздо быстрее научится его выговаривать.
В настоящее время есть немало детей (куда же денешься от акселерации!), которые в 2-летнем возрасте вполне способны понимать буквы и даже – отличать сложенные из букв слова (например, слово «мама» от слова «папа»). Надо лишь с детьми заниматься – настойчиво и с пониманием дела.
Кстати, о занятиях. Они должны быть комплексными, то есть одновременно охватывать все стороны и развивать:
- физические навыки малыша и его физическую выносливость;
- мелкую и крупную моторику;
- память и внимание;
- заучивание и произношение новых слов и правильное их складывание в предложения;
- образное и абстрактное мышление.
Ну и, конечно же, с 2-летнего возраста малышу необходимо начинать пояснять, что такое хорошо, а что такое плохо – во всех смыслах этих многогранных понятий. Иначе ребенок усвоит их из других источников, и далеко не факт, что такое усвоение будет правильным.
Некоторые советы
Обучать 2-летнего малыша необходимо, соблюдая определенные правила:
- лучше это делать с помощью игры – естественного состояния ребенка. Кстати, о всевозможных развивающих играх для 2-3-летних детей доходчиво показано в этом видео.
- игры должны чередоваться, то есть делиться на активные и пассивные;
- любое занятие с двухлеткой не должно быть больше 15 минут;
- игры должны соответствовать возрасту;
- если малыш не хочет играть, принуждать его не надо;
- за каждое достижение малыша нужно хвалить.