Что ребенок умеет делать в 2 года: физическое, социальное и физиологическое развитие

Что ребенок умеет делать в 2 года Дети

Что ребенок умеет делать в 2 года – вопрос немаловажный. И в первую очередь из-за того, что в этом возрасте дети начинают себя осознавать как личности. А это – очень важный и непростой процесс. Такое осознание должно происходить в комплексе. Иначе говоря, в процесс включено многое: и физическое развитие малыша, и психическое, и социальное, и интеллектуальное.

Здесь главное – чтобы ребенок не отставал в развитии от ровесников и общепринятых норм. За этим надо тщательно следить, а чтобы следить, необходимо иметь представление об этих нормах. То есть, четко знать и понимать, что малыш должен уметь к 2-летнему возрасту и какого интеллектуального, эмоционального и социального уровня достичь. Понятно, что кто-то из малышей будет уметь чуть больше, другой – чуть меньше. Это не беда: каждый ребенок развивается по своему собственному природному графику. Беда – если ребенок не будет уметь хотя бы половины из того, что умеет большинство его сверстников. Вот тут-то надо задуматься, привлечь на помощь специалистов и сделать все возможное, чтобы малыш в самые короткие сроки «влился в общие ряды».

Физические навыки 2-летнего ребенка

что умеет делать девочка в 2 годаЗа два года жизни малыш окреп, он уже уверенно ходит и даже бегает, и хотя он еще не совсем владеет своим телом, его движения вполне скоординированы и осмыслены. Поэтому он должен уметь:

  • прыгать на месте – на двух ногах или на одной;
  • бросать мяч в руки ровеснику или взрослому, ловить брошенный ему мяч, попадать мячом в корзину, подбрасывать мячик вверх и его ловить;
  • уверенно садиться и легко вставать на ноги;
  • забираться на стул, кресло или диван и самостоятельно с них слезать;
  • доставать вещи со стола или с полок, поднимая руки и вставая, если надо, на цыпочки;
  • без посторонней помощи ходить вверх-вниз по лестнице и понимать, что для этого лучше держаться за перила;
  • переступать через порог;
  • взбираться по лесенке наверх и самостоятельно спускаться;
  • копать ямки в песке лопаткой, складывать песок в ведерко или другую емкость;
  • легко и осмысленно перелистывать книгу;
  • пользоваться расческой по назначению, расчесывая себя и игрушку;
  • собирать паззлы или мозаику;
  • совершать ритмичные движения под музыку и попадать в такт;
  • лепить несложные фигурки;
  • уметь держать карандаш, понимать его назначение и рисовать им простые рисунки в виде линий;
  • уметь самостоятельно садиться на горшок;
  • уметь самостоятельно кушать, пользуясь столовыми приборами.

Социальное развитие

что умеет делать двухлетний ребенокВ два года нормальный малыш уже много чего понимает в жизни и окружающей действительности. И не следует этому удивляться, а тем более – не верить, считая двухлетку полным несмышленышем. В этом возрасте малыши начинают, что называется, присматриваться к жизни:

  • они вступают в контакты со сверстниками и взрослыми;
  • они прекрасно отличают человека от животного;
  • им начинают нравиться песенки, музыка и мультики – причем, двухлетки уже вполне способны вникнуть в их смысл;
  • у них появляются первые осмысленные эмоциональные переживания и движения: мимика, возгласы, жесты, которые могут иметь самостоятельное значение или являться эмоциональным дополнением к словам;
  • они начинают подражать действиям взрослых, вникая, таким образом, в их смысл и заодно учась самостоятельности;
  • они начинают осознавать свою половую принадлежность и стараются вести себя в соответствии с нею. Разумеется, это очень сложный процесс, и здесь родители должны им всячески помогать.

Но, пожалуй, самое важное в этом возрасте – первые проблески и попытки осознания самих себя как личностей. То есть, малыш постепенно начинает понимать, что он – это он, а, допустим, мама, папа или собака в доме – это совсем другое существо. Именно с двухлетнего возраста ребенок начинает говорить о себе в третьем лице. А это означает, что он пытается смотреть на самого себя как бы со стороны, то есть – как на отдельную, самостоятельную личность. Разумеется, процесс самопознания – это долгий и тернистый путь, но именно с 2-летнего возраста он и начинается.

Интеллектуальное развитие

что умеет делать двухлетний ребенок 1Конечно, с возрастом ребенок развивается и в интеллектуальном плане. Причем, очень стремительно. Любая мама подтвердит, что ее малыш становится умнее и смышленее буквально-таки с каждым днем. Зачастую такой темп удивляет и даже поражает, но это – природная норма. Для гармоничного развития ребенок должен усвоить как можно больше знаний и умений, а их так много в этом мире!

Минимальная «норма», которая должна быть у 2-летнего малыша в плане его интеллектуального развития, приблизительно такова:

  • он должен ориентироваться в цветах и уметь их отличать;
  • то же самое касается и геометрических фигур: скажем, квадрат малыш не должен путать с кругом;
  • ориентироваться в том, что такое горячо, а что – холодно, тяжело или легко, быстро или медленно, громко или тихо;
  • знать цифры и уметь показывать на пальчиках, сколько ему лет.

Отдельно следует упомянуть о речевом развитии малыша. Ведь именно речь в первую очередь является показателем интеллекта и формирует детскую личность. В этом плане 2-летний ребенок должен:

  • знать примерно 200 различных слов, из которых произносить вслух – не менее 100-120;
  • понимать их смысл и значение;
  • пытаться складывать знакомые ему слова в простейшие фразы. Конечно, вначале он будет их коверкать, переставлять местами, но это страшно. Здесь главное – само знание слов и попытки выстроить из них осмысленное предложение;
  • уметь запоминать и по возможности декламировать простые стихи.

Здесь, конечно, очень важна родительская помощь. С ребенком необходимо регулярно заниматься.

Кстати: во время занятий не следует делать одну распространенную родительскую ошибку. Речь идет о неправильном произношении слов (сюсюканье) или замене правильного слова на его упрощенный аналог (например, вместо нормального слова «собака» говорить «ав-ав»). С самого начала слыша, как то или иное слово произносится правильно, малыш гораздо быстрее научится его выговаривать.

В настоящее время есть немало детей (куда же денешься от акселерации!), которые в 2-летнем возрасте вполне способны понимать буквы и даже – отличать сложенные из букв слова (например, слово «мама» от слова «папа»). Надо лишь с детьми заниматься – настойчиво и с пониманием дела.

что умеет делать мальчик в 2 года

Кстати, о занятиях. Они должны быть комплексными, то есть одновременно охватывать все стороны и развивать:

  • физические навыки малыша и его физическую выносливость;
  • мелкую и крупную моторику;
  • память и внимание;
  • заучивание и произношение новых слов и правильное их складывание в предложения;
  • образное и абстрактное мышление.

Ну и, конечно же, с 2-летнего возраста малышу необходимо начинать пояснять, что такое хорошо, а что такое плохо – во всех смыслах этих многогранных понятий. Иначе ребенок усвоит их из других источников, и далеко не факт, что такое усвоение будет правильным.

Некоторые советы

Обучать 2-летнего малыша необходимо, соблюдая определенные правила:

  • лучше это делать с помощью игры – естественного состояния ребенка. Кстати, о всевозможных развивающих играх для 2-3-летних детей доходчиво показано в этом видео.

  • игры должны чередоваться, то есть делиться на активные и пассивные;
  • любое занятие с двухлеткой не должно быть больше 15 минут;
  • игры должны соответствовать возрасту;
  • если малыш не хочет играть, принуждать его не надо;
  • за каждое достижение малыша нужно хвалить.
Оцените статью
Большая семья
Добавить комментарий