Для каждого детского возраста имеются свои нормы, и родителям стоит знать, что ребенок умеет в 3 года, чтобы вовремя скорректировать его развитие. Понятное дело, что все карапузы растут и развиваются по-разному. Тут играет роль и генетика, и семейный уклад, и способности ребенка. Да и вообще все трехлетки, по мнению психологов и педиатров, совершенствуются столь стремительно, рывками и индивидуально, что родителям приходится только удивляться.
Возрастные особенности в три года
Как известно, мальчики после 2,5 лет начинают перегонять по физическому развитию девочек. Они и вырастают гораздо выше, и вес набирают стремительней. Нормой для мальчиков в трехлетнем возрасте считается:
вес – 12-17 кг;
рост – 89-103 см.
Для девочек:
вес – 10-16 кг;
рост – 88-100 см;
Но совсем не значит, что когда ребенок немного выходит из этих параметров – это плохо. Все дело в генетике. Если родители малыша крупные, то и он явно будет превышать среднюю физическую норму и, наоборот, при невысоких родителях и карапуз будет помельче своих сверстников.
- Три года – это возраст «почемучек». Родители должны быть готовы отвечать на простые (и не очень) вопросы ребенка, которые нельзя оставлять без ответов, если мамы и папы хотят, чтобы их кроха рос умным и не подрастерял со временем свою любознательность из-за их равнодушия.
- В три года координация движения (ходьба, бег, прыжки, карабканья на высоту) становится четкой и уверенной.
- В этот период детки более усидчивы и работоспособны. Их терпения и старания хватает на более долгие занятия, и они начинают с усердием рисовать, лепить, клеить и конструировать.
- Трехлеткам нравится самим доводить все свои поделки до победного конца, и тогда радость их не имеет границ.
- Трехлетние дети начинают поглощать информацию с такой скоростью, что даже взрослые не всегда успевают за ними. Детям интересно буквально все. И чем больше им дают в этом возрасте знаний, тем больше они их требуют.
- Речь ребенка становится качественней, словарный запас быстро пополняется, а стремительное развитие моторики расширяет возможности крохи в обучении. Еще не все буквы проговариваются и не все слова произносятся четко, но три года как раз и является временем, когда стоит начинать заниматься с логопедом.
- Игры, особенно ролевые, играют в этот период одну из важных ролей в развитии новых навыков и умении общаться. Ребенок в играх развивает пространственное мышление, учится решать разные ситуационные задачи и находить выход из трудных житейских ситуаций.
Что должен уметь делать ребенок в 3 года
Все навыки развития – и физические, и психологические, и умственные делятся на несколько основных навыков, которые, так или иначе, взаимосвязаны между собой:
- бытовой навык;
- мышление и речь;
- моторика и координация движения;
- эмоциональное и интеллектуальное развитие;
- желание узнавать все новое;
- умение общаться и социализация.
Еще раз напомним, что понятие «уметь делать в три года» – чисто усредненное и развиваются все малыши не одинаково. Есть детки, которые в это время уже знают все буквы и даже читают. А есть малыши, которые не могут еще отличить круг от квадрата. И это не значит, что одни умнее, а другие глупее своих среднеразвитых сверстников. Просто у всех своя генетика и природные данные.
Какие бытовые навыки являются нормой для трехлетки
В три года большинство малышей желают быть во всем самостоятельны и быстро учатся. Они умеют:
- сами одеваться и раздеваться. Хотя иногда путают изнанку и лицевую сторону одежды, а также ее переднюю и заднюю стороны, а также могут спутать левую и правую ногу (или руку);
- правильно узнавать свои вещи, доставать их и складывать обратно;
- застегивать липучки, молнии и пуговицы на обуви и одежде;
- самостоятельно пользоваться всеми столовыми приборами (некоторые даже ножом);
- умываться и чистить зубы, мыть себя мочалкой и пользоваться салфетками, туалетной бумагой и носовым платком;
- ходить в туалет на горшок или унитаз и смывать за собой;
- убирать за собой и складывать по своим местам игрушки.
Если ребенок что-то не умеет делать в бытовом плане в этом возрасте – это вина родителей.
Мышление, мелкая моторика и речь ребенка в три года
В этот период речь тесно связана с умением строить причинно-следственные связи и поэтому развивается параллельно с мышлением. Когда ребенок узнает что-то новое, он старается больше говорить, высказывая свое мнение, задавая вопросы, делясь впечатлениями, и даже пытается делать выводы. Качество речи будет зависеть от развития мелкой моторики.
В три года малыш должен:
- уметь складывать мозаику, пазлы, составлять из кубиков картинки, строить башенки и домики;
- находить на картинках похожие предметы и наоборот, уметь различать их по форме, цвету, размеру;
- считать до 5 и знать, как пишутся эти цифры, показывать определенное количество предметов или пальцев;
- правильно называть основные цвета (белый, черный, коричневый, серый и цвета радуги);
- уметь находить в группе предметов лишний и объяснить, почему он не такой, как все;
- знать понятие «ассоциация» и уметь сравнивать предметы;
- научиться расставлять предметы от большего к меньшему и наоборот;
- знать названия многих животных и птиц, овощей и фруктов, цветов и деревьев, времен года и дней недели;
- четко называть свое имя, отчество и фамилию, адрес проживания и как зовут родителей и других родственников;
- правильно вспомнить и рассказать, что происходило вчера или несколько дней назад;
- знать, что нарисовано на картинке и описать ее;
- разрезать ножницами бумагу, клеить аппликацию;
- легко надевать бусины на нитку;
- рисовать осмысленные, тематические рисунки;
- лепить человечков и фигурки птичек, катать шарики, «колбаски», «огурчики» из пластилина;
- хорошо раскрашивать крупные картинки в раскрасках.
Для развития мелкой моторики, речи и мышления разработано множество игр и занятий, некоторые из них посмотрите на видео.
Детская подвижность в три года
Практически все дети в этот период очень подвижны и умеют:
- быстро бегать прямо и зигзагами;
- высоко подпрыгивать (в том числе и на одной ноге) и спрыгивать с небольшой высоты;
- самостоятельно спуститься и подняться по лесенке;
- крутить педали на велосипеде;
- ходить на носочках, «задом наперед» и «гусиным шагом»;
- пинать, ловить и бросать мяч.
Некоторые уже умеют плавать, что отлично способствует развитию хорошей координации и общему физическому развитию.