Этикет для детей дошкольного возраста важен так же, как и для людей других возрастных категорий. Совсем без этикета обойтись невозможно даже отъявленным нигилистам: все равно так или иначе они обязаны будут следовать тем или иным правилам поведения, установленным в обществе.
В этом-то и заключается важность и значимость этикета: без него невозможно обойтись никому и никак. Без знания и соблюдения элементарных правил поведения в обществе невозможно занять в обществе достойное место. Большинство правил этикета носят рекомендательный характер, и если их нарушить, то о нарушителе будут думать плохо и, что называется, перестанут пускать его в приличное общество. Но есть и другие нормы поведения, которые, если их нарушить, могут привести даже к тюремному заключению. Например, печально известная пляска легкомысленных девушек в храме. Помните еще такой случай? Здесь налицо явное нарушение этикета. В храме нужно молиться, а не плясать.
И потому учиться этикету необходимо с самого раннего возраста. Совсем просто изъясняясь, именно с младенчества ребенку необходимо втолковывать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Поговорим подробнее, как лучше это делать.
Что, когда, как?
Конечно, если ребенок – совсем еще несмышленыш, учить его правилам поведения в обществе рановато. Первые элементарные требования этикета малыш должен усвоить примерно к 4-5 годам.
Кто должен учить ребенка таким правилам? В общем, все понемногу: мама и папа, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, воспитатели в садике, даже – классические старушки у подъезда и дворник дядя Вася. Если вдуматься, наука эта сложна и многогранна, но куда же от нее денешься? Это – именно те познания, которые пригодятся в жизни обязательно.
Итак, вежливый и воспитанный ребенок-дошкольник должен усвоить, понять и применять на практике следующие элементарные навыки общения и поведения.
Правила речевого этикета
Малыш-дошкольник должен:
- здороваться с близкими и родными по утрам и говорить «спокойной ночи», отправляясь спать;
- здороваться, встретив на улице знакомых, а также придя в гости. Ну и, разумеется, прощаться, уходя;
- говорить «здравствуйте» соседям;
- знать и понимать значение слов «пожалуйста», «спасибо», «извините»;
- извиняться, если совершил плохой поступок;
- называть чужих людей на «Вы»;
- никого не оскорблять и не дразнить, не ябедничать;
- не перебивать говорящих, а если это в крайних случаях сделать необходимо, прежде извиниться.
Правила столового этикета
Ребенок должен:
- кушать в специально предназначенном для этого месте, а не где попало;
- понимать назначение столовых приборов и уметь ими пользоваться;
- кушать из своей тарелки и не обсуждать содержимое чужих тарелок;
- не набрасываться с жадностью на пищу;
- не разговаривать во время еды;
- не чавкать;
- не играть с напитками или едой;
- не толкаться за столом и не баловаться;
- не тянуться на другой конец стола за чем-то необходимым, а попросить другого, чтобы он передал то, что нужно;
- не ковыряться во рту и в зубах, сидя за столом;
- знать назначение полотенца и салфетки и уметь ими пользоваться;
- не выбирать из общей посуды кусок или фрукт побольше и покрасивее, а брать тот, что ближе всего;
- не выходить из-за стола, когда вздумается, а подождать, когда другие закончат есть. Либо попросить разрешения, чтобы выйти, у кого-то из взрослых;
- не кушать перед телевизором или компьютером, не читать за столом.
Дополнительно о правилах поведения ребенка за столом расскажет это видео.
Правила гостевого этикета
Как известно, ходить в гости – дело непростое. И все же малыш-дошкольник должен понимать:
- приходить в гости с пустыми руками не принято;
- тем более – нельзя напрашиваться в гости;
- придя в гости, нужно со всеми поздороваться – даже с незнакомыми людьми;
- находясь в гостях, нельзя бегать по другим комнатам без разрешения и трогать какие-то вещи;
- и уж, конечно, ни в коем случае нельзя прыгать по диванам и кроватям – даже если кто-то другой это делает;
- вести в гостях себя нужно тихо, не кричать и не капризничать;
- нельзя ничего требовать у хозяев. За любой подарок или угощение нужно говорить «спасибо»;
- уходить домой следует, когда об этом скажут взрослые и не проситься поиграть еще;
- уходя, нужно поблагодарить хозяев за гостеприимство и сказать им «до свидания».
Правила семейного этикета
Находясь в кругу семьи, малыш должен:
- уважать старших, не дерзить и не грубить им;
- то же касается и других членов семьи – ровесников или младших;
- перед тем как зайти в комнату родителей или других взрослых родственников, необходимо постучаться;
- не ябедничать родителям на своих братьев и сестер;
- помогать маме и папе, а также другим членам семьи.
Правила уличного этикета
Находясь на улице, ребенок-дошкольник обязан уметь и понимать:
- бросать мусор нужно исключительно в урну;
- ходить по газонам, где это запрещено и рвать цветы с клумб нельзя;
- показывать пальцем на людей и не обсуждать, как они выглядят – неприлично;
- понимать, что такое светофор и для чего он нужен;
- уходить без разрешения взрослого, который его сопровождает нельзя;
- общаться с незнакомыми людьми и рассказывать им о себе или маме с папой также нельзя.
Правила поведения в общественном транспорте
Находясь в автобусе или трамвае, ребенок должен уступать место пожилым людям. Исключение из этого правила – общая давка, в которой малыша могут затоптать. В этом случае взрослые должны объяснить, почему он должен сидеть и не уступать место «той бабушке»;
бегать по автобусу или вагону, кричать, громко смеяться, забираться с ногами на сиденья или стучать в чужие купе – нельзя;
запрещается толкать ногами спинку переднего кресла.
Правила общего этикета – то есть, такие, которые необходимо соблюдать в любом случае и в любой ситуации. Итак, 5-6 летний малыш должен понимать, что в любом случае нельзя:
- прилюдно чесаться, ковырять в ушах, зубах или носу;
- лезть вперед других, стараясь протиснуться к выходу или входу в любое помещение;
- бегать, кричать, хлопать дверями, шуметь другими способами;
- грубить взрослым и сверстникам, произносить всякие плохие слова;
- кашлять, не прикрыв при этом рот и не извинившись;
- находясь в помещении, где много людей, бегать там и наступать другим людям на ноги;
- снимать с себя одежду, будучи не дома;
- ходить нарочито шаркающей и расхлябанной походкой;
- жевать резинку с открытым ртом, чавкать.
Разумеется, этот список можно продолжить в зависимости от конкретной ситуации.
Мамам и папам на заметку
Если ребенок посещает детский сад, то там его обязательно будут учить правилам этикета по специально разработанным программам. Однако это не означает, что родители не должны участвовать в таком обучении. Конечно же, должны. Ведь именно с мамы и папы малыш берет пример в первую очередь.
Конечно же, во главе угла здесь должен быть личный пример. Если родители не соблюдают те или иные правила этикета, то, скорее всего, и ребенок не будет их соблюдать. Примеры тому – буквально-таки на виду.
Как еще, помимо личного примера, привить малышу понимание и соблюдение этикета? Это – очень обширная тема, требующая отдельного разговора. Но, навскидку, скажем: это можно делать самыми разными способами. И в форме игры, и с помощью картинок и книжек, и с помощью специальных бесед – с учетом, разумеется, возраста сына или дочери. Было бы родительское желание и понимание, насколько это важно.
Конечно, хорошие все правила, но все-таки, по моему опыту, дети уже скорее в школьном возрасте начинают их придерживаться ))) Хотя это не значит, что нельзя научить ребенка в соответствующих ситуациях вести себя определенным способом и в дошкольном возрасте, а уж начинать точно стоит уже тогда!