Если музыкальный слух – это чисто природный дар, то воспитание музыкального вкуса у ребенка – дело родителей и педагогов. Хотя научно и доказано, что музыка благотворно влияет на развитие личности, но вот вопрос – какая музыка? И что вообще значит «музыкальный вкус»? Давайте разбираться.
Что такое музыкальный вкус
Общепринято считать: все искусства несут в себе красоту и гармонию. Но как определить, что есть на самом деле красота? Ведь это понятие у всех разное. Как пример – множество мировых шедевров (живописи, музыки, поэзии), которые являются эстетическим достоянием всего человечества, сегодня востребованы все меньше и меньше. Современные нравы и вкусы людей говорят об утрате интереса к тому, что еще полсотни лет назад считалось прекрасным и благозвучным.
Вкус – это понятие, которое помогает вычленить из множества различных направлений в искусстве те, которые считаются прекрасными и несут в себе эстетику и доброту.
Иметь музыкальный вкус – это значит хорошо разбираться в направлениях классической и современной музыки и уметь дать оценку тому или иному произведению. Человек, имеющий вкус к музыке, всегда склонен к размышлениям, умеет воспринимать, слушать, делать выводы и давать критическую оценку услышанному.
Как развивать музыкальный вкус у ребенка
Дети учатся всему быстрее и естественнее взрослых. Если родители поставят себе задачу развить музыкальный вкус у ребенка, то они, прежде всего, сами должны обладать им. Иначе никак. Только собственный пример и хорошее музыкальное чутье поможет вырастить эстета в этом направлении искусства.
Этот тонкий по своему психологическому подходу процесс стоит начинать с самого рождения. Ребенок не должен слышать режущих слух звуков, ритмичных ударов или завываний. Первые музыкальные произведения, которые он услышит, должны нести в себе гармонию и умиротворение. Давно доказано, что громкие и резкие звуки порождают насилие или, наоборот, страх, а мелодичная и плавная музыка – успокоение и уверенность в себе.
Вот несколько советов родителям, которые хотят, чтобы у их ребенка развился хороший музыкальный вкус.
- Включайте малышу красивую и мелодичную инструментальную и народную музыку перед сном. Не забывайте о колыбельных и лирических песнях.
- Старайтесь и сами в течение всего дня слушать красивые мелодии и классику – Моцарта, Бетховена, Чайковского, Дюбуа.
- Когда ребенок подрастет, обсуждайте с ним услышанную мелодию. Пусть он расскажет, что он чувствует и что переживает, какое настроение у него появляется во время ее звучания.
- Всегда слушайте песни и мелодии всей семьей. Рассказывайте малышу все, что знаете об их создателях и о том, что сами чувствовали в детстве, когда слышали эту музыку. Грустите и радуйтесь под музыку вместе.
- Старайтесь направлять ребенка в правильное русло, но позвольте ему слушать произведения разных эпох и направлений, чтобы он мог выбрать, что ему нравится, а что нет.
- Не навязывайте малышу свои личные музыкальные пристрастия и свое мнение о том или ином музыкальном произведении. Вкусы родителей и детей не всегда совпадают, и это нормально. Вместе с тем всегда нужно интересоваться, что думает ребенок о той или иной музыкальной композиции. Пусть он учится выражать свои чувства вслух.
- Сравните музыку, написанную людьми, со звуками природы. Дайте малышу прослушать шум дождя и морских волн, шелест листьев и травы во время ветра, журчание реки и грохот водопада. Пение птиц, голоса различных животных, шум города и звуки утра в деревне – все это тоже своего рода музыка, которую надо уметь услышать, понять, оценить и сравнить со звуками музыкальных инструментов.
- Поиграйте с ребенком в игры, которые бы развили у него желание слушать красивые мелодии. Включайте и угадывайте знакомые уже детские песенки по их вступлению. Подбирайте для просмотра мультфильмы, где звучат классические произведения или просто красивая мелодия.
- Если малышу нравится слушать музыку, напевать или играть на пианино, то попробуйте отдать его в музыкальную школу.
- Не критикуйте ребенка, если он выбрал музыкальное направление, которая не нравится взрослым, но хвалите, если то, что он слушает, развивает в нем самые прекрасные качества – доброту, чуткое отношение к другим, внимательность, эстетику и тягу ко всему красивому.
В раннем детском возрасте музыка, как и все остальное, должна восприниматься естественно и не навязываться. Перегнуть палку в воспитании музыкального вкуса, заставляя ребенка слушать то, что ему не по душе – легко, а вот исправить это потом будет сложно. Ведь отвращение к красивому, но насильно навязанному, часто приводит к непослушанию и даже «бунту», особенно в подростковом возрасте.
Если у родителей, которым в свое время не был привит музыкальный вкус, будет желание воспитать его у ребенка, то им придется заняться этим вместе с малышом. Во взрослом возрасте весьма трудно сменить предпочтения, но если хорошо взяться за свое самообразование – то нет ничего невозможного.