Особенности воспитания девочек в семье значительно разнятся с воспитанием мальчиков. И дело тут не только в половой принадлежности. Мальчик и девочка – это два разных мира со своей психологией, своим мироощущением, своими внутренними потребностями. Дочек хочется воспринимать как маленьких принцесс и будущих леди, способных покорять сердца сильного пола. И многие родители именно на то и надеются, когда в семье рождается девочка. Но иногда что-то идет не так, и маленькая лапочка, подрастая, никак не желает становиться милой и нежной принцессой, а становится задиристым и непослушным «воином», готовым спорить, драться, не слушаться и… В общем, совсем не тем, что от нее ожидали.
Почему же так происходит? Давайте выясним, какие особые методы и приемы нужно использовать, чтобы вырастить из крохи милую и добрую, но в тоже время целеустремленную и обладающую волевыми качествами женщину.
Другое время – другие женщины
Начнем с того, что в современном обществе роль женщины весьма отличается по сравнению с прошлыми веками. Если раньше ее главной «работой» была семья, домашнее хозяйство и воспитание детей, то теперь этот вектор сместился, и во главе приоритетов стало устремление зарабатывать наравне с мужчинами, а то и больше их. «Профессия» мамы и домохозяйки сместилась чуть ли не на последнее место. И вот итог – всякое следующее поколение девочек воспитывается (в основном именно на примере мамы) в устремлении активно пробиваться в жизни, «расталкивая локтями» сильный пол и стремясь к независимости и самореализации.
Многие мамы не видят в этом ничего плохого. Как говориться – «как потопаешь, так и полопаешь». Но отчего тогда грустно становится, когда видишь, как твоя еще совсем недавно шустрая (палец в рот не клади) и весьма активная дочурка, став подростком, не проявляет к тебе должного уважения? И вообще ведет себя как отъявленный хулиган: курит, грубит, не желает учиться, попадает в разные неприличные компании и все такое прочее. Вот и получается, что она готовы быть в этой жизни кем угодно, но только не мамой и женой.
Воспитание девочки: возрастные особенности
Воспитание нужно начинать с пеленок, когда дитя еще «поперед лавки лежит». Так считали наши предки, и были правы. Когда ребенок рождается, оно еще не знает, кто он – девочка или мальчик, в отличие от родителей. И потому роль родителей – направить гендерное развитие новорожденного дитяти в нужное русло.
- В первый год жизни ребенка отличий между дочкой и сыночком практически нет. Но вот когда малыш начинает активно познавать окружающий мир и идентифицировать себя как некую отдельную от мамы личность, вот тогда-то и наступает момент истины. А, вернее, момент, когда родителям нужно помочь ребенку с определением своего статуса в окружающем его обществе.
- Если мама с умилением наблюдает, как ее полуторагодовалая дочка тянет домашнего любимца за хвост или бросает со всей силы игрушку об пол вовремя игры, или отнимает у карапуза в песочнице его игрушку, о каком воспитании добра и нежных чувств можно тут говорить? Девочки быстрее мальчиков начинают соображать, что к чему, и всякое поведение и реакция взрослых на их поступки быстро запоминаются и принимаются к сведению.
- Если в семье мама лидирует, а папа беспрекословно оставляет за ней право все семейные проблемы и дела решать самой, то такая модель поведения будет тот же час усвоена девочкой. Пусть даже ей еще только 1,5 или 2 годика, она уже все понимает и будет знать, что женщина главнее мужчины и имеет право им командовать.
- В 2-3 года, когда ребенок уже начинает понимать свою половую принадлежность, девочку уже вовсю нужно воспитывать именно как девочку, а не как «своего в доску парня» в юбке. И личный пример мамы тут будет играть решающую роль.
- В детском садике, примерно лет с 3-4, игры детей в «дочки-матери» или «в семью» уже четко распределяют обязанности мальчиков как защитников и добытчиков и девочек как мам и жен. Никогда в игре мальчик не возьмет на себя роль жены и не согласится нянчить пупса, если только его воспитывали как будущего мужчину. А вот девочки сегодня очень легко играют роль «деловых леди», постоянно занятых на работе и быстренько перекладывают свою обязанность хранительницы очага и мамы на мягкотелых и спокойных мальчишек. Они отдают приказы и устанавливают правила игры, не отдавая себе отчета, что ломают сложившиеся веками стереотипы. Девочки просто копируют поведение своих мам.
Такие властные девочки изначально не будут относиться к домашним обязанностям как к естественному для себя занятию. Они всеми фибрами своей души, особенно в подростковом возрасте, станут отторгать все поручения, данные им мамой или папой: будут «забывать» вынести мусор и сходить в магазин, отнекиваться занятостью и уроками от уборки в своей комнате и т. д. Все будет делаться из-под палки, и мама ничего с этим уже не сможет поделать, ведь возможность была упущена, когда дочка «лежала еще поперек лавки». А все потому, что естественный, природный инстинкт материнства и хранительницы очага не был вовремя запущен.
Психологические особенности девочек
Кто из мам, если их спросить, скажет точно, чем маленькая девочка отличается от маленького мальчика в смысле психологии? Мало кто внятно пояснит такое отличие. Да, будут говорить о том, какой должна быть девочка, но понятия «должна» и «есть на самом деле» – это все же разные понятия. Далеко не все мамы знают, что уже в самом раннем возрасте у девочек (примерно, с 1,5-2 лет) на психологическом уровне проявляются такие особенности как:
- материнский инстинкт, который выражается в их интересе к грудным деткам и куклам. Им нравится за кем-нибудь ухаживать, поучать, объяснять;
- интерес к взаимоотношениям с другими людьми. Девочки более общительны, чем мальчики;
- наблюдение за поведением близких к ним людей и копирование их. Так малышка всегда будет копировать свою маму, а не папу;
- увлеченность внутренним миром, к эмоциям и переживаниям, как своим, так и других людей. Девочки впечатлительны от природы и их чаще, чем мальчиков, интересует сама природа переживания, а не их первопричина;
- интерес к окружающим предметам. Если мальчику интересно больше как и что действует, то девочку интересуют сами вещи: одежда, кухонная утварь, обстановка дома;
- привязанность к дому. Они больше домоседки, чем мальчишки;
- восприимчивость к критике. Девочкам больше, чем мальчикам, требуется похвала и признание их достоинств, они острее реагируют на критику. Их эмоциональность выше, чем у парней, и они более самолюбивы и обидчивее их;
- быстрая приспосабливаемость к незнакомой обстановке и любовь к конкретике. Если их хвалят или наказывают, то они должны точно знать, за что;
- склонность к гуманитарным наукам, но при этом они реже мальчиков меняют свои пристрастия и привычки;
- высокая жизненная активность, что позволяет им пробиваться в школьные старосты и отличницы;
- стремление выглядеть красивыми. Особенно это проявляется в подростковом возрасте, когда усиливается интерес к противоположному полу.
Все эти особенности и нужно учитывать при воспитании девочки.
Роль папы в воспитании дочки
Папа для девочки – это пример того, каким должен быть мужчина. Очень часто, вырастая, дочки невольно выбирают себе в спутники жизни человека, похожего на своего отца. Если, конечно, он соответствует ее представлению о назначении мужчины в семье. А вот если папа девочки пил и бил маму, а также не являлся эталоном добродетели и примером для подражания, то она будет искать себе мужчину – противоположность своему отцу.
Чтобы сформировать в дочери правильное отношение к сильному полу, папа должен:
- проявлять максимальный интерес к воспитанию дочки;
- стать ей другом и как можно чаще интересоваться ее делами, мечтами, внутренним миром и мыслями;
- сам делиться с ней своими впечатлениями, радостями и огорчениями;
- чаще хвалить внешность дочери, высказывать свое одобрение ее поступками, успехами в учебе и стараться не критиковать и не сравнивать ее с другими девочками;
- стараться проводить с ней свободное время, водить ее на прогулки, в кино, зоопарк, театр;
- помогать ей с уроками и решать ее личные проблемы, подсказывая выход из сложных ситуаций, давая дельные советы.
Поддержка отца, его желание всегда прийти на помощь, открытость и честность в отношениях помогут девочке вырасти открытой, дружелюбной и свободной от комплексов – то есть, сформироваться как женщине.
Роль мамы в воспитании дочки
Мама – главный воспитатель в доме. На ее плечи ложится большая ответственность. Ее близость с ребенком – естественна и поэтому какой пример она будет являть для своей дочки, такой будет та расти и формироваться. Или в «пацанкой», или в «мегерой», или доброй и приятной во всех отношениях женщиной.
Девочка на подсознательном уровне копирует поведение матери, ее отношение к вещам, людям, ситуациям, к домашним делам, к семейным традициям.
Если мама хозяйственная и чистоплотная, и если она приучает дочку к труду и умению ухаживать за своей внешностью и за чистотой в доме, то и девочка вырастет и будет также заботиться и о себе и о других.
Мама учит дочку не только собственным примером, но и с помощью игры (девочка кормит мишку из ложки, одевает куколку и т. д), бесед и наглядных примеров. Она показывает ей, как правильно выполнять ту или иную работу по дому, привлекает малышку к посильному труду: вытирать пыль, лепить из теста булочки, мыть посуду, закидывать в машинку белье.
Если в семье появляется младший братик или сестренка, то девочку нужно обязательно привлекать к помощи маме по уходу за крохой. Это помогает раскрывать в ней женское начало и умение заботиться и любить других. И, в первую очередь, своих будущих детей.
Особенности воспитания девочки от 1,5 до 3 лет
Как только родители видят, что малышка начинает понимать их, они тут же должны включать ее в активную семейную жизнь и начинать воспитывать не просто как маленького ребенка, а именно как девочку.
- Играйте с малышкой как можно чаще. Именно в игре формируются навыки, характер и закладываются привычки. Показывайте ей на примере игрушек, как нужно кормить, одевать, укладывать спать малышей. Пусть дочка в какие-то моменты игры побудет в роли мамы, а игрушки или даже все остальные члены семьи – в роли детей. Купите девочке все необходимые для игры в «дом» и «хозяйку»:
- игрушечную мебель;
- такую же игрушечную технику вроде утюжка, пылесоса, кофемашины, печки;
- игрушечную кухонную утварь и набор продуктов, магазинную тележку.
- Приучайте девочку к порядку. Пусть она сначала вместе с мамой, а потом самостоятельно убирает за собой игрушки. Привлекайте ее к помощи по дому, позволяя мыть за собой кружку или вытирать тряпкой пол, относить свою одежду в грязное белье.
- Следите за поведением крошки и корректируйте ее эмоции. Если малышка ведет себя неправильно, упрямится или истерит и капризничает, не ругайтесь на нее, но и высказывайте свое неодобрение ее поведением. Спокойно объясните, что маме (папе) не нравится, как она себя ведет, и что в такие моменты она становится некрасивой и похожей на вредную старушку. Этот аргумент заставит ее задуматься и научиться контролировать свое поведение.
- Старайтесь при малышке следить за своими действиями, словами и поступками. Не скандальте при ней с мужем или другими людьми, не сплетничайте при ней, негативно отзываясь о поведении родных. В общем, старайтесь вести себя так, как хотели бы, чтобы вела себя дочка.
Воспитание девочки от 3 до 12 лет
Главное в этот период – научить девочку быть девочкой, не плаксой и нюней и не несчастной, ищущей чужой поддержки и неуверенной в себе, а доброй, но уверенной в себе особой. Сегодня не так легко совместить эти две особенности, но если постараться, то еще до подросткового возраста это вполне можно сделать. А для этого:
- всегда говорите дочке, что она особенная, что она девочка и будущая женщина. Эти слова нужно говорить с гордостью и любовью;
- отмечайте и поощряйте всякое желание и устремление девочки подражать маме или кому-то из знакомых в женственности. Покупайте ей красивые наряды, отращивайте косички, учите манерам и вежливости;
- отдайте дочку в «женский» вид спорта, или на танцы, или в театральную студию, чтобы она могла развивать в себе пластику и движения, присущие женщине;
- займитесь ее интеллектуальным и эстетическим воспитанием. Водите в театры, в картинные галереи, музеи, музыкальные концерты. Отдайте ее в музыкальную школу или школу изобразительных искусств;
- не стремитесь воспитать ее лидером и быть всегда и во всем первой. Это губительно для женской природы. Но в тоже время постарайтесь поднять ее самооценку и научить видеть реальные цели в жизни.
Воспитание девочки-подростка: особенности возраста
Чем старше девочка, тем ранимей она становится и тем чувствительней реагирует на отношение к ней других людей – и взрослых, и одногодков. Именно в этот период подростки остро чувствуют необходимость находиться в среде себе подобных, выбирать друзей, быть личностью, которую ценят и уважают.
Для девочек особо важным становится мнение о них и об их внешности со стороны противоположного пола, поэтому пример отца и его роль как друга и первого помощника для своей дочери возрастает в разы. Именно в этот момент у девочек и формируется взгляд на то, каким должен быть сильный пол.
Девочки-подростки внимательно будут прислушиваться к совету родителей, только если у них с ними будут открытые и доверительные отношения, без подначек и насмешек.
Родителям не стоит указывать дочке, с кем ей дружить, а с кем нет. Выбор всегда должен оставаться за ней. Но высказать свое мнение по этому поводу все же стоит. Не резкое, но аргументированное.
Не отказывайте никогда девочке в помощи, какой бы странной она ни показалась. В этот период ей очень важна поддержка, а не критика родителей.
Умейте утешить и указать на ошибки, но при этом не задевая самолюбия. Дайте дочке понять, что хотя и не одобряете того, что она делает или говорит, но это не значит, что ее не любят и не готовы поддержать в трудную минуту.
Научите дочерей ценить собственное мнение и не идти на поводу даже у своих лучших подружек или компании, только чтобы не потерять их дружбу. Объясните на жизненных примерах, что собственное достоинство и независимое суждение – это дорога к жизненному и карьерному успеху. А если все время прислушиваться к мнению большинства, то добиться желаемого вряд ли удастся.
Девочки, и не только подростки, весьма ранимы, обидчивы, и обида в них может жить годами. Поэтому лучше, если родители сразу будут воспитывать их добрыми, мягкими и понимающими личностями, умеющими быть истинными женщинами, сохраняя в себе характер и черты, данные им природой.
У каждого родителя есть своя роль и в воспитании мальчика и в воспитании девочки.