Развитие координации у ребенка: игры и упражнения

Развитие координации у ребенка у ребенка дошкольного возраста Дети

Развитие координации у ребенка с самого раннего возраста помогает ему двигаться уверенно и формирует правильную осанку, а это положительно сказывается на всем здоровье малыша. Но какие органы отвечают за слаженность движения? Почему стоит их развивать именно с того момента, когда малыш начинает только-только делать свои первые шаги? На эти и другие вопросы мы и дадим ответы в нашей статье.

Какие органы отвечают за координацию движения

Еще в школе на уроках анатомии рассказывали о важности развивать вестибулярный аппарат. Слаженная координация позволяет отдельным движениям соединиться в единое целенаправленное действие, для чего в нашем организме будут задействованы:

  • мозжечок;
  • нервная система;
  • мышцы;
  • вестибулярный аппарат;
  • зрение.

Все эти органы взаимосвязаны и только четкая работа каждого из них позволяет маленькому человеку правильно формироваться физически. А поэтому для координации движения важно развивать их в равной мере и как можно раньше. Для этого существуют различные упражнения.

Какие есть упражнения для развития координации

Все упражнения и игры для деток от года делятся на два вида:

  • статические, которые помогают развивать равновесие в определенной позе (сидя на корточках, наклонившись на бок, стоя на цыпочках или на одной ноге);
  • динамические – учат управлять телом во время движения. Например, легко сворачивать вправо или влево на бегу, ровно идти по узенькому бордюру, скакать на одной ноге.

И те, и другие упражнения направлены не только на вестибулярный аппарат. Разнообразные действия заставляют развиваться мозжечок и стимулируют умственную деятельность и моторику.

Игры и упражнения на динамику

как развить координацию у малышейДинамика, то есть упражнения на активные движения, требуют определенного пространства. Поэтому игры лучше всего проводить на свежем воздухе. Но если малыш еще только научился ходить, то ему вполне хватит и большой комнаты. Для подвижных игр и упражнений в квартире и на улице нужны будут дополнительные атрибуты:

  • мяч;
  • обруч;
  • кегли;
  • скакалка;
  • теннисные ракетки или ракетки для пинг-понга.

Неплохо было бы приобрести для ребенка:

  • лыжи;
  • коньки;
  • велосипед;
  • ролики или скейтборд.

Для дошкольников и совсем маленьких деток лучше всего проводить занятия на развитие координации в форме игр на смену действий или смену направления движения.

Игра для самых маленьких: «змейка»

Игры на развитие координации у детейЧем больше деток задействовано в игре, тем веселее. Мама или любой другой взрослый становятся «головой змеи», ребенок (или несколько детей) – «хвост». Начинается движение, которое постепенно должно перейти в бег. На бегу «голова» произвольно сменяет направление, и задача малыша – успеть свернуть вслед за мамой. Играя в эту игру с маленькими детками, стоит быть осторожными и ориентироваться на их реакцию, чтобы не допустить падения.

Игра на умение перестраиваться: «повторюша»

Проводить такую игру лучше на улице. Мама или папа начинают какое-то действие, например, танцуют, а ребенок должен повторять за ними все движения. Потом, не говоря ни слова, ведущий резко меняет действие и начинает прыгать сначала на одной ноге, потом на другой. Малыш должен успеть отреагировать и тоже начать прыгать. Действия придумываются самые разные. Задача ребенка – вовремя перестроиться. В такой игре хорошей идеей будет задействовать мяч, скакалку, обруч, чтобы разнообразить движения.
Отлично развивающими координацию будут командные игры с мячом – такие как футбол, баскетбол, волейбол.

Упражнения на развитие равновесия

упражнения на развитие координации у детейКто из нас в детстве не ходил по бордюру? Такие упражнения как хождение по тонкой дощечке, скамеечке или бревнышку прекрасно развивают баланс. Как, впрочем, и качели, и батут. Баланс хорошо развивать и с помощью фитбола. Нужно лечь на мячик и, не держась за него руками и ногами, постараться не скатиться с него.

На улице во время прогулки интереснее гулять не просто так, а преодолевая различные препятствия:

  • перелазить через низенькие заборчики;
  • перешагивать через маленькие лужицы и прыгать через большие;
  • наклонятся за игрушками, камушками или мячиком;
  • ходить по тонким реечкам песочницы или по бордюру;
  • прыгать на одной ножке от одного дерева к другому;
  • ходить «гуськом» (на корточках);
  • спрыгивать со скамейки, пенька, камушка;
  • взбираться по лесенкам на горку или на вертикальные поверхности в детском «городке».

Статистические игры

статические упражнения на развитие координации у детейТакие игры и занятия не предполагают активных действий и могут проводиться дома.

Упражнения на устойчивость бывают разные. Даже стойка на одной ноге имеет несколько положений, например:

  • «цапля». Это когда стоять нужно прямо, руки вниз, а одну ногу просто поднять, согнув в колене;
  • «ласточка» – одна нога прямая, а вторую, поднятую, вытягивают назад, наклоняя при этом корпус, а руки расставляя в стороны;
  • «маятник». Это упражнение со сменой ног. Встаем прямо, ноги прямые. Затем одна рука и одна нога (например, левые) отводятся в сторону. Через минуту положение меняется и теперь нужно стоять на левой ноге, а правую ногу (и руку тоже) отвести в сторону.

Упражнения на равновесие

как развить координацию у детей в 3-4 года

  1. Включите быструю музыку, и пусть малыш танцует. Но в момент, когда музыка будет отключена, он должен будет замереть в той позе, в которой его застала тишина. Продолжительность «замирания» регулирует ведущий.
  2. Учите деток стоять и ходить на цыпочках. Положение рук при этом пусть периодически меняется. То есть, стоя на цыпочках, ребенок должен будет то вытягивать руки перед собой, то расставлять в стороны, то поднимать их, то опускать.
  3. Положите малышу на голову небольшой и не тяжелый предмет (книгу, мягкую игрушку, кубик, колечко от пирамидки) и попросите удержать его по возможности дольше. Усложните задание и попросите походить с этим предметом по комнате или даже залезть на диван, – но так, чтобы он не свалился.
  4. Приседания на одной ноге. Это упражнение выполняют в нескольких вариантах, в зависимости от возраста ребенка. Первый – одна нога при приседании согнута в колене и отводится назад, второй – прямую ногу вытягивают вперед и приседают. Во втором случае малышу первое время разрешается придерживаться за стул или стену.

Развивая вестибулярный аппарат у ребенка, мамам и папам следует учитывать возраст и особенности физического развития малыша. Не надо настаивать, если у него что-то не получается, просто перенесите это упражнение на более поздний период. И еще: монтируя дома спортивные детские комплексы, помогающие развитию координации, не забывайте о безопасности ребенка.

Оцените статью
Большая семья
Добавить комментарий

  1. Любовь

    Нас в школе учили ходить по узкому бревну. Оно такое высокое было и ничего ходили по нему. А в детстве я сама обожала ходить по поребрикам.

    Ответить
  2. Наталия

    Тренировка координации влияет на развитие тонкой моторики — а это развивает головной мозг, память, обучение в школе. Конечно, не надо нагружать деток специальными упражнениями. Все делается в играх, чтобы было интересно)))

    Ответить