Развитие координации у ребенка с самого раннего возраста помогает ему двигаться уверенно и формирует правильную осанку, а это положительно сказывается на всем здоровье малыша. Но какие органы отвечают за слаженность движения? Почему стоит их развивать именно с того момента, когда малыш начинает только-только делать свои первые шаги? На эти и другие вопросы мы и дадим ответы в нашей статье.
Какие органы отвечают за координацию движения
Еще в школе на уроках анатомии рассказывали о важности развивать вестибулярный аппарат. Слаженная координация позволяет отдельным движениям соединиться в единое целенаправленное действие, для чего в нашем организме будут задействованы:
- мозжечок;
- нервная система;
- мышцы;
- вестибулярный аппарат;
- зрение.
Все эти органы взаимосвязаны и только четкая работа каждого из них позволяет маленькому человеку правильно формироваться физически. А поэтому для координации движения важно развивать их в равной мере и как можно раньше. Для этого существуют различные упражнения.
Какие есть упражнения для развития координации
Все упражнения и игры для деток от года делятся на два вида:
- статические, которые помогают развивать равновесие в определенной позе (сидя на корточках, наклонившись на бок, стоя на цыпочках или на одной ноге);
- динамические – учат управлять телом во время движения. Например, легко сворачивать вправо или влево на бегу, ровно идти по узенькому бордюру, скакать на одной ноге.
И те, и другие упражнения направлены не только на вестибулярный аппарат. Разнообразные действия заставляют развиваться мозжечок и стимулируют умственную деятельность и моторику.
Игры и упражнения на динамику
Динамика, то есть упражнения на активные движения, требуют определенного пространства. Поэтому игры лучше всего проводить на свежем воздухе. Но если малыш еще только научился ходить, то ему вполне хватит и большой комнаты. Для подвижных игр и упражнений в квартире и на улице нужны будут дополнительные атрибуты:
- мяч;
- обруч;
- кегли;
- скакалка;
- теннисные ракетки или ракетки для пинг-понга.
Неплохо было бы приобрести для ребенка:
- лыжи;
- коньки;
- велосипед;
- ролики или скейтборд.
Для дошкольников и совсем маленьких деток лучше всего проводить занятия на развитие координации в форме игр на смену действий или смену направления движения.
Игра для самых маленьких: «змейка»
Чем больше деток задействовано в игре, тем веселее. Мама или любой другой взрослый становятся «головой змеи», ребенок (или несколько детей) – «хвост». Начинается движение, которое постепенно должно перейти в бег. На бегу «голова» произвольно сменяет направление, и задача малыша – успеть свернуть вслед за мамой. Играя в эту игру с маленькими детками, стоит быть осторожными и ориентироваться на их реакцию, чтобы не допустить падения.
Игра на умение перестраиваться: «повторюша»
Проводить такую игру лучше на улице. Мама или папа начинают какое-то действие, например, танцуют, а ребенок должен повторять за ними все движения. Потом, не говоря ни слова, ведущий резко меняет действие и начинает прыгать сначала на одной ноге, потом на другой. Малыш должен успеть отреагировать и тоже начать прыгать. Действия придумываются самые разные. Задача ребенка – вовремя перестроиться. В такой игре хорошей идеей будет задействовать мяч, скакалку, обруч, чтобы разнообразить движения.
Отлично развивающими координацию будут командные игры с мячом – такие как футбол, баскетбол, волейбол.
Упражнения на развитие равновесия
Кто из нас в детстве не ходил по бордюру? Такие упражнения как хождение по тонкой дощечке, скамеечке или бревнышку прекрасно развивают баланс. Как, впрочем, и качели, и батут. Баланс хорошо развивать и с помощью фитбола. Нужно лечь на мячик и, не держась за него руками и ногами, постараться не скатиться с него.
На улице во время прогулки интереснее гулять не просто так, а преодолевая различные препятствия:
- перелазить через низенькие заборчики;
- перешагивать через маленькие лужицы и прыгать через большие;
- наклонятся за игрушками, камушками или мячиком;
- ходить по тонким реечкам песочницы или по бордюру;
- прыгать на одной ножке от одного дерева к другому;
- ходить «гуськом» (на корточках);
- спрыгивать со скамейки, пенька, камушка;
- взбираться по лесенкам на горку или на вертикальные поверхности в детском «городке».
Статистические игры
Такие игры и занятия не предполагают активных действий и могут проводиться дома.
Упражнения на устойчивость бывают разные. Даже стойка на одной ноге имеет несколько положений, например:
- «цапля». Это когда стоять нужно прямо, руки вниз, а одну ногу просто поднять, согнув в колене;
- «ласточка» – одна нога прямая, а вторую, поднятую, вытягивают назад, наклоняя при этом корпус, а руки расставляя в стороны;
- «маятник». Это упражнение со сменой ног. Встаем прямо, ноги прямые. Затем одна рука и одна нога (например, левые) отводятся в сторону. Через минуту положение меняется и теперь нужно стоять на левой ноге, а правую ногу (и руку тоже) отвести в сторону.
Упражнения на равновесие
- Включите быструю музыку, и пусть малыш танцует. Но в момент, когда музыка будет отключена, он должен будет замереть в той позе, в которой его застала тишина. Продолжительность «замирания» регулирует ведущий.
- Учите деток стоять и ходить на цыпочках. Положение рук при этом пусть периодически меняется. То есть, стоя на цыпочках, ребенок должен будет то вытягивать руки перед собой, то расставлять в стороны, то поднимать их, то опускать.
- Положите малышу на голову небольшой и не тяжелый предмет (книгу, мягкую игрушку, кубик, колечко от пирамидки) и попросите удержать его по возможности дольше. Усложните задание и попросите походить с этим предметом по комнате или даже залезть на диван, – но так, чтобы он не свалился.
- Приседания на одной ноге. Это упражнение выполняют в нескольких вариантах, в зависимости от возраста ребенка. Первый – одна нога при приседании согнута в колене и отводится назад, второй – прямую ногу вытягивают вперед и приседают. Во втором случае малышу первое время разрешается придерживаться за стул или стену.
Развивая вестибулярный аппарат у ребенка, мамам и папам следует учитывать возраст и особенности физического развития малыша. Не надо настаивать, если у него что-то не получается, просто перенесите это упражнение на более поздний период. И еще: монтируя дома спортивные детские комплексы, помогающие развитию координации, не забывайте о безопасности ребенка.
Нас в школе учили ходить по узкому бревну. Оно такое высокое было и ничего ходили по нему. А в детстве я сама обожала ходить по поребрикам.
Тренировка координации влияет на развитие тонкой моторики — а это развивает головной мозг, память, обучение в школе. Конечно, не надо нагружать деток специальными упражнениями. Все делается в играх, чтобы было интересно)))